У метро Петербурга будет единый подрядчик - StroykaIPromka

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

У метро Петербурга будет единый подрядчик

Время чтения: 7 мин.

Президент Владимир Путин лично дал поручение главе правительства Михаилу Мишустину выбрать подрядчика для строительства метрополитена в Санкт-Петербурге. Сроки выполнения поручения – до 1 октября 2021 года. Контракты с подрядчиком необходимо заключить до 1 октября 2023 года.

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов назвал условие, при котором новые станции метро будут открыты в 2024 году. Для этого необходима финансовая поддержка из федерального бюджета, так как средств из городской казны не хватает. Градоначальник отметил, что ситуацию со строительством метро заметно осложнило предбанкротное состояние компании АО «Метрострой». Сроки открытия новых станций метро отодвигаются именно по этой причине. В 2020 году было зарегистрировано новая организация — АО «Метрострой Северной столицы» — совместный проект города и ОАО «ВТБ». Эта компания пришла на смену ОАО «Метрострой». Но чтобы продолжать строительство новых станций, отметил губернатор, необходимо решение множества технических вопросов.

Почти одновременно с этим появились новости о том, что Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти убрал последнее препятствие с дороги Смольного по передаче строительства городской подземки новому подрядчику — «Метрострою Северной столицы», разрешив провести первое собрание кредиторов «старого» ОАО «Метрострой». Примечательно, что это решение фактически совпало с поручением президента Владимира Путина премьер-министру Михаилу Мишустину.

Вопросов больше, чем ответов.

Компания, которой должны передать функции единственного подрядчика, в поручении не указана.Однако тут, как говорится, без вариантов.

Организовали конкретную организацию с участием региональных властей, «Метрострой Северной столицы», значит ей и быть подрядчиком. Тем более, что после ее регистрации банком ВТБ, 65% акций новоиспеченной компании безвозмездно передали в собственность города.

Что будет дальше? По словам независимого эксперта по транспорту Дмитрия Попова, соучредительство ВТБ в новой компании позволит ей избежать главного — проблем с финансированием.

«По сути, мы имеем организацию, у которой есть мощная поддержка в виде одного из ведущих банков страны. – говорит Дмитрий Попов. — То есть, ей не придется обращаться к сторонним финансовым структурам и подстраиваться под их условия. Наоборот, есть шанс на то, что условия будут подбираться максимально оптимальные, соответствующие как целям и потребностям нового «Метростроя», так и самого банка ВТБ».

Что касается технических вопросов, тоздесь вопросов больше, чем ответов. Не до конца понятно, как именно будут выстраиваться отношения между «старым» «Метростроем», находящимся в стадии банкротства, и «Метростроем Северной столицы».

К примеру, оборудование для строительства метро – техника серьезная и дорогостоящая. Большая его часть — к примеру, укладчики тюбингов — нигде не заказывалась и не приобреталась, она изготавливалась самим «Метростроем» и полностью принадлежит ему или его подразделениям. Сегодня в большей части оно уже устарело. Нужно обновлять парк техники — а это вопрос на сотни миллионов долларов. Со специалистами тоже непонятно. Недавно в СМИ проходила информация о том, что коллектив старого «Метростроя» полностью перейдет в «Метрострой Северной столицы». Но на самом деле ничего подобного нет. Во-первых, от самого коллектива осталось не так много — сейчас в «Метрострое» работает порядка 1 500 человек, хотя на пике активности работало почти 10 000. Во-вторых, сам процесс пока еще не запущен. Нет контрактов, нет договоров, непонятно, кем и как будут погашаться задолженности по зарплатам. И таких вопросов без ответа сегодня много.

Между тем в «Метрострое» уникальный коллектив — другого такого в России нет. И вовсе не потому, что в других городах работают плохие специалисты. А потому, что в Санкт-Петербурге метро глубокого залегания, здесь своя специфика. То есть, человека, который мог бы строить метро в Северной столице, нужно либо приглашать из «Метростроя», либо заказывать у профильных вузов. Но первое не получится, а второе займет огромное количество времени.

Вопрос времени — главный

Петербуржцы с нетерпением ждут новых станций метро. Они сегодня в некоторых локациях просто жизненно необходимы.

А их все нет и нет. Старый «Метрострой» погряз в долгах и в судебных разбирательствах. А стройка стоит, и новые станции появятся, видимо, совсем нескоро. Теоретически все проблемы можно решить — закупить или выкупить оборудование, разыскать или воспитать рабочий коллектив. Но, учитывая масштаб проблемы, все это может занять не один год — и строительство метро в Северной столице затянется тогда еще сильнее. С другой стороны — выбирая единого подрядчика для строительства метро, Петербург, по сути, идет по пути Москвы, где власти «щелкают» новые станции, как орешки. И это хорошая тенденция.

«Прежний «Метрострой», несмотря на колоссальный опыт и послужной список, всегда находился в состоянии конкуренции с другими компаниями. То есть, он точно так же выходил на торги, доказывал, что может взяться за тот или иной объект — и на это тратилось огромное количество времени и ресурсов. – отмечает независимый эксперт, историк метро, инженер-тоннелестроитель Дмитрий Графов. — Причем бывали и случаи недобросовестной конкуренции — когда на торги заявлялись какие-то непонятные компании и пытались демпинговать. Новый «Метрострой» будет, по сути, и заказывать и принимать работы сам у себя — а значит, по крайней мере, мы сможем уйти от бюрократической волокиты, которая может длиться месяцами, и хотя бы в этом сократить сроки строительства метро».

У столицы, продолжает Дмитрий Графов, вообще можно поучиться очень многому. «В 2012 году, с приходом Сергея Собянина, в Москве началась тотальная мобилизация всех метростроительных сил, — констатирует эксперт. — Были стянуты специалисты со всей России, основаны новые подрядные организации и компании — и за счет всего этого темпы строительства новых станций выросли в десятки раз. По сути, нет ничего, что мешало бы Петербургу сделать то же самое — кроме финансовых ограничений, конечно. Но как раз за счет того, что «Метрострой Северной столицы» принадлежит банку, возможно, их удастся обойти. Поэтому в нынешних условиях те планы, о которых заявляет Смольный, а это строительство 12 новых станций метро до 2031 года, видятся вполне осуществимыми».

Новые станции метро сегодня нужны не только Санкт-Петербургу, но и Ленинградской области.

Например, долго ждут метро в Кудрово, теперь станция нужна еще и в Новосаратовке.

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко направил письмо зампреду правительства РФ Марату Хуснуллину с просьбой оказать содействие властям Петербурга в строительстве станции метро в Новосаратовке Всеволожского района. «Мы просим правительство РФ помочь Петербургу построить метро не только до Кудрово, но и до Новосаратовки, поскольку там активно развиваются промышленные территории, туда приходят инвесторы, есть уже работающие предприятия с большим числом сотрудников, часть которых живут в Петербурге»,— рассказали в областном правительстве.

В письме указано, что на этой территории есть крупный индустриальный парк — «Уткина Заводь» и создается еще один — «Кола». Здесь присутствуют крупные резиденты, и большая часть сотрудников этих компаний живет в Петербурге. Кроме того, ГК «ЦДС» планирует построить в Новосаратовке восемь кварталов на 4,6 млн кв. м жилья с детсадами, поликлиниками и школами, что также говорит в пользу создания станции метро.

Однако на эти вопросы губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов ответил, что Петербург в первую очередь будет тратить средства из собственного бюджета на транспортную развязку города. А Кудрово и Новосаратовка являются территорией Ленинградской области. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Петербурга сообщили, что на данный момент вопрос строительства станции метро в Новосаратовке «требует детальной проработки с учетом конкретных данных, которыми мы пока не обладаем». Эта позиция Смольного может быть обусловлена тем, что в схеме развития метрополитена в Санкт-Петербурге до 2030 года данной станции нет.

ОЗА

Поделиться с друзьями