Реконструкция в порту Петербурга -StroykaIPromka

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

Реконструкция в порту Петербурга

Время чтения: 5 мин.

О переезде Большого порта Санкт-Петербурга в Ленинградскую область думают, начиная с 1990 года. А в последние 10 лет эта тема стала очень активно прорабатываться на всех уровнях бизнеса и власти города и области. В марте 2021 года для решения этого сложного и стратегического вопроса попытались подключить президента РФ. Инициатором выступил совладелец «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев. В конце марта он направил президенту РФ Владимиру Путину письмо, в котором попросил поддержать проект редевелопмента Большого порта в Санкт-Петербурге стоимостью 440 млрд. руб. Помимо терминалов он предложил перенести Балтийский завод и Адмиралтейскую верфь (оба объекта входят в Объединенную судостроительную корпорацию), а также Балтийский судомеханический завод. По итогам обращения Владимир Путин обратил внимание на проект переноса гавани из города для строительства на её месте жилой инфраструктуры.Это заставило всех по новой серьезно заняться этим давно назревшим вопросом.

В августе под руководством замминистра транспорта России Александра Пошивай прошло совещание по поводу предложенного Андреем Бокаревым. Эта уже повторная встреча по данному проекту (первая была 10 июня).

На сегодня Большой порт это 149 причалов, порядка 20 стивидоров, которые ежегодно вкладывают в модернизацию своей инфраструктуры около 1 млрд. рублей. Основной проблемой перемещения порта остается вопрос строительство новых причалов, т.к. порт Усть-Луга на сегодня насчитывает 38 шт.

Согласно предложению Андрея Бокарева на 600га, занимаемых портом можно построить 4,8 млн.кв.м жилой и коммерческой недвижимости. По расчетам количество новых рабочих мест составит11,5 тыс.На сегодня выручка резидентов территории составляет 130 млрд. руб., реализация проекта позволит увеличить выручку до 1,5 трлн. руб., налоговые платежи ориентировочно составят 84 млрд. руб.

По оценке Игоря Кокорева, руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, общий объём жилой, коммерческой, спортивно-досуговой и социальной недвижимости на всей территории может составить 5-6 млн. кв. м. Количество жителей на предлагаемых территориях после их полного освоения составит 160–200 тыс.

В работу по проекту перемещения порта активно включился и Смольный. 10 августа прошло совещание под началом председателя петербургского комитета по транспорту Кирилла Полякова на котором было решено помимо Усть-Луги проработать возможность по развитию существующих ломоносовских терминалов в районе железнодорожной станции «Бронка» и направить в «Объединенную судостроительную корпорацию» запрос с просьбой уточнить планы развития территорий «Адмиралтейских верфей». Стоит отметить, что совет директоров ОСК возглавляет бывший губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.

Стоит обратить внимание, что идея переноса порта в Ленинградскую область не очень радует правительство области. Вице-губернатор Дмитрий Ялов на совещании у замминистра по транспорту заявил, что необходимо серьезно проработать вопрос о развитии железнодорожной инфраструктуры порта
Усть-Луга. А на Петербургском экономическом форуме губернатор Ленобласти Александр Дрозденко заявил о перегруженности Усть-Луги и предложил обраться внимание на Приморск. Заявление Александра Дрозденко в данном случае идет в разрез с ранее объявленной информацией правительства области о достаточности мощностей Усть-Луги для принятия всего грузопотока Большого порта Санкт-Петербурга.

Между тем в Приморске Илья Трабер планирует строительство морского перевалочного комплекса по мощности равной Большому порту Петербурга.

На прошедшем совещании было озвучено, что «Трансмашхолдинг» полностью профинансирует перенос мощностей петербургского порта и собственными силами построит новые терминалы, для их размещения.

Входе совещания по вопросу перемещения Большого порта Санкт-Петербурга были и оппоненты инициаторов проекта. Одним из оппонентов, официально задокументированных протоколом по итогам совещания, стал   Валерий Хон, генеральный директор одного из основных стивидоров порта — АО «Петербургский нефтяной терминал» (около 15% годового грузооборота всего порта). Он заявил «об отсутствии в материалах АО «Трансмашхолдинг» информации о порядке создания альтернативной инфраструктуры терминалов» и «о необходимости учета рисков для действующих предприятий Большого порта Санкт-Петербург».

Так же против перемещения порта высказался генеральный директор ООО «УК Глобал портс» (3 терминала в петербургском порту с общим грузооборотом 16,1 млн тонн — 27% всего грузооборота) Альберт Лихолет.По информации опубликованной на интернет ресурсе «Фонтанка»Альберт Лихолет заявил журналистам: «Эта инициатива не проработана… Хотелось бы понять, как предполагается реализовывать эту инициативу с точки зрения компенсации капиталовложений в первую очередь. Наверное, должен быть диалог инициатора и собственников терминалов…»

Так же надо обратить внимание, что параллельно с активным обсуждением переезда порта за пределы города в Большом порту Санкт-Петербург появится новый перевалочный комплекс, разрешение на строительство получил Петербургский нефтяной терминал (ПНТ). По информации, размещенной на сайте РБК, в ближайшее время ПНТ начнет демонтировать старое оборудование на участке 11 га. Компания построит новые резервуары для хранения нефтепродуктов, сливную эстакаду, а также рекуператоры и пароуловители. Строительные работы начнутся в четвертом квартале 2021 года.

Существующий комплекс по перевалке нефтепродуктов был построен в 1960-е годы и на сегодняшний день устарел. Разрешение городской службы государственного строительного надзора и экспертизы выдано до 30 июля 2026 года. Общий объем инвестиций в проект составит более 5 млрд руб.

Обращая внимание на то, что тема переезда порта вошла в активную фазу, Петербург рано или поздно поддержит мировой тренд по переносу портов за пределы городской черты. По мнению экспертов «Уралкалия», которому принадлежит Балтийский балкерный терминал на территории порта, если решение о выносе мощностей за черту города будет принято, на его реализацию понадобится не менее 10 лет.

Перенос Большого порта Санкт-Петербурга — это прежде всего вопрос экономической эффективности работы данного предприятия и интересов города. Интернет ресурс «Деловой Петербург приводит слова директора по маркетингу ГК «Полис Групп» Ольги Ульяновой: «Мы как строители можем обсуждать лишь инвестиционный потенциал данной территории. Учитывая опыт и знания девелоперов, то ответ однозначный — конечно, петербургские строители справятся с застройкой этого участка. Территория большая, сложная, требует комплексного и бережного подхода. Соседствует с центральной частью города и водной акваторией, а значит обладает высоким инвестиционным потенциалом. Требует больших инвестиций — это и прокладка дорожной инфраструктуры, и подведение коммуникаций, проверка грунтов. Наша компания всегда готова участвовать в амбициозных проектах».

Все эксперты и девелоперы сходятся во мнении, что проект переноса порта является самым амбициозным и крупномасштабным проектам в Санкт-Петербурге на сегодняшний день, требующий огромное количество финансовых и административных ресурсов. Для его реализации необходимы длинные инвестиции, т.к. речь идет не только о перемещении мощностей порта и строительстве недвижимости, но и о создании на его территории всей инфраструктуры — социальной, инженерной, транспортной, энергетической. Это безусловно проект Федерального масштаба, т.к. на уровне Петербурга этот проект не потянуть.

РМС

Поделиться с друзьями