Недоделки на инфраструктурных объектах как норма современной жизни

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

Недоделки на инфраструктурных объектах как норма современной жизни

Время чтения: 6 мин.

В Петербурге продолжается многолетняя практика открывать дороги, мосты и станции метро недоделанными, открывая так называемое «рабочее движение» еще до официального ввода того или иного объекта в эксплуатацию, достраивая их, что называется, по ходу. Хотя за это предусмотрены серьезные штрафы, еще ни разу ни один виновный или чиновник не был наказан.

В октябре Госстройнадзор выдал разрешение на ввод в эксплуатацию нового участка проспекта Ветеранов вдоль жилого комплекса «Солнечный город» — от ул. Пионерстроя до пр. Будённого. Одна маленькая деталь — губернатор Александр Беглов открыл движение по этой дороге ещё в ноябре 2020 года. После по ней уже успели запустить троллейбус и четыре маршрутки. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Петербурга пояснили, что «с момента запуска движения готовили большой комплект документов и одновременно устраняли замечания Госстройнадзора». При этом, по данным системы «Контур.Закупки», контракт на строительство проспекта был расторгнут в декабре прошлого года по соглашению сторон, о заключении нового в системе не говорится. Поэтому чьими силами устранялись эти замечания, не очень понятно. На проспекте Ветеранов, как можно судить, не было выполнено примыкание к соседней застройке и другое благоустройство.

Открытие так называемого «рабочего» движения — практически повсеместная практика

Сложно вспомнить случай, чтобы новую дорогу ввели в эксплуатацию перед открытием. Так, мост Бетанкура был открыт в мае 2018 года, к чемпионату мира, но разрешение на ввод было дано только в марте 2019–го. Из последних примеров — в сентябре 2021–го без разрешения на ввод было открыто рабочее движение по Лиговскому путепроводу.

Многие станции метро также открывались в рабочем порядке. Разрешение на ввод Фрунзенского радиуса в 2019 году в итоге выдали чуть позже фактического пуска, несмотря на заявления властей. «Метро — это сложное инженерное сооружение, здесь не должно быть временных режимов или рабочих. Мы дорогу можем запустить в рабочем режиме, а метро — только по постоянной схеме, не по времянке», — говорил губернатор.

«Решение об открытии рабочего движения принимает рабочая комиссия, куда входят представители заказчика, подрядчика, проектировщика и ГИБДД, — сообщили в КРТИ. — Акт приёмки должна подписать ГИБДД, тогда рабочее движение можно открывать. Для этого самое главное — наличие всех технических средств организации дорожного движения, то есть светофоров, ограждений, наружного освещения и т. п. Если рабочее движение открывается в начале осени, то разрешение на ввод в эксплуатацию обычно выдаётся до конца года, хотя иногда бывают и более серьёзные задержки».

Откуда взялись такие понятия

Между тем и система «Консультант. Плюс» не знает такого правового понятия, как «рабочее движение». Оно также не встречается в современном законодательстве ни в транспортном, ни в каком-либо другом контексте.

В соответствии с Градостроительным кодексом «эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Кроме того, по федеральному закону «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» «параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно–технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации». А соответствие проектной документации проверяется при выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию.

«В Градостроительном кодексе ничего про рабочий порядок не написано. Там сказано о разрешении на ввод в эксплуатацию. И конечно, нужно вводить объект в эксплуатацию, иначе нельзя гарантировать его безопасность, — говорит руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин И Партнёры» Дмитрий Некрестьянов. — Нужно иметь в виду и все негативные правовые последствия, которые могут возникнуть в результате нанесения вреда пользователям невведённого объекта. Вопрос, почему за это не штрафуют? В таких случаях нужно обращаться к Стройнадзоруили Ростехнадзору, в зависимости от поднадзорности объекта. И я считаю, что они должны аргументировать свою позицию».

По Административному кодексу (КоАП) «эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию» ведёт наложение штрафа на граждан в размере от 2 до 5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 20 до 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн рублей. Штраф для компаний был увеличен в 50 раз в 2019 году, о чём Смольный сообщал в своём же пресс–релизе. По разъяснению пленума Высшего арбитражного суда, привлечению к ответственности подлежат «лица, осуществляющие эксплуатацию».

Штрафы мало кто получал

На практике по вышеупомянутой статье в Петербурге мало кого штрафуют. В реестрах проверок Комстроя и КРТИ замечаний по этому поводу не обнаружилось. Судебных прецедентов же — раз–два и обчёлся. Так, в 2009 году Ростехнадзор составил акт об эксплуатации без разрешения на ввод первой очереди ЗСД и назначил штраф в отношении комитета по благоустройству и дорожному хозяйству 20 тыс. рублей.

Причина в том, что практика рабочих пусков, кажется, всех устраивает. Люди сами торопят власти, чтобы они открыли дорогу побыстрее, а те не упускают случая запустить движение, например, к выборам, или какому-нибудь спортивному чемпионату. Однако, это ставит вопросы о содержании объекта, который фактически уже выполняет функцию дороги, но на баланс города ещё не принят. А также об ответственности за какие–либо инциденты, которые могут произойти во время его не совсем законного функционирования.

Долгострой длинною в 8 лет

Участок Богатырского проспекта возле развязки с Западным скоростным диаметром открыли в 2013 году, но официально в эксплуатацию он не введён до сих пор. Водители могут догадаться об этом по информационным знакам с текстом: «Участок Богатырского проспекта от Яхтенной улицы до Стародеревенской улицы является объектом незавершённого строительства, на данном участке действуют ограничения дорожного движения». На самом деле никаких видимых ограничений там нет. То, что объект недоделан, видно и по негорящим фонарям. Практически постоянно неосвещённый участок возле самой развязки, да ещё с разворотами, совершенно очевидно, провоцирует аварийные ситуации.

В «Ленсвете» сообщили, что этот участок Богатырского до сих пор им не передан. Ранее в комитете по строительству сообщали, что у «Ленсвета» возникли некие замечания, из–за которых дорогу отказывались принимать. Теперь в комитете говорят, что «данный участок Богатырского планируется достроить в 2022 году». В перечень работ входит и освещение. Правда, конкурс тоже планируют провести только в следующем году. Предварительно из бюджета на эти цели собираются направить 88 млн рублей.

«Рабочее движение» стало системой

По состоянию на сентябрь 2021 года «Ленсвету» не был передан на баланс 61 объект, следует из документа, обнародованного на сайте предприятия. Затянувшийся приём на баланс часто связан с отсутствием разрешения на ввод в эксплуатацию. В десяти случаях заказчиком выступает Дирекция транспортного строительства (структура КРТИ), в трёх — комитет по строительству. Фигурируют также жилые комплексы и другие объекты частных застройщиков. Упомянут там и Богатырский с примечанием «строительство».

Также в списке есть обход Красного Села – все то же самое пресловутое «рабочее движение» по нему было запущено в сентябре нынешнего года. Лишь недавно был передан на баланс проезд по южному берегу Обводного канала — на участке от Атаманского моста до протоки Французского ковша с мостом через протоку. Разрешение на ввод в эксплуатацию там было выдано в августе нынешнего года, хотя «рабочее движение» открыли еще в 2017–м. Судя по всему, число подобных объектов, не находящихся на балансе «Ленсвета», довольно стабильно: по состоянию на 1 декабря 2020–го их было 75.

ОАЗ

Поделиться с друзьями