Лифты и качество – эти вещи должны быть совместимы

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

Лифты и качество – эти вещи должны быть совместимы

Время чтения: 6 мин.

Минстрой России недавно поддержал создание Евразийской лифтовой ассоциации — для производителей лифтового оборудования и его компонентов. По планам министерства, к 2025 году в стране нужно заменить более 123 тысяч лифтов в многоквартирных домах, а в новостройках они изначально должны быть качественными.

В Санкт-Петербурге огромное количество лифтов, и чтобы содержать такое хозяйство в должном порядке, необходимо серьезное вложение финансовых средств. Качество лифтового оборудования определяется такими факторами, как надежность, бесшумность, скорость, пояснила Мария Маркова, заместитель генерального директора архитектурного бюро Setl City (Setl Group). Ширина дверей кабины и ее габариты должны соответствовать требованиям маломобильных групп населения. Лифты должны быть удобными для всех пассажиров. Вход в лифт — практически с уровня земли, не должно быть препятствий на пути к кабине. В бизнес- и элит-классе добавляются требования к дизайну кабин. Системы умного дома в отдельных проектах позволяют вызвать лифт через приложение в смартфоне.

«Количество лифтов в жилых зданиях рассчитывается по нормативам, время ожидания и скорость движения также нормируются, — говорит Маркова. — Кроме того, есть запрет на примыкание шахты лифта к жилым комнатам квартиры. При подготовке этажного плана архитектор должен обязательно соблюдать это правило.

«Лифтовый механизм должен обладать соответствующими скоростными характеристиками, низким энергопотреблением, плавным ходом и остановкой, должен иметь качественную, практичную, приятную глазу отделку, информативные, удобные табло и вызывные панели, — говорит Игорь Белов, генеральный директор ГК «Полис Групп». — Также наиболее востребованы лифтовые системы, которым не требуется машинное отделение, что позволяет экономить пространство. Кроме того, поскольку в период ремонтов на лифты приходится высокая нагрузка и велик риск выхода их из строя, комплектующие должны быть всегда в наличии.

«Лифт — важнейший из элементов оснащения многоэтажных многоквартирных домов, — говорит Наталья Кукушкина, руководитель группы маркетинга компании ЦДС. — Нагрузка на лифты огромная, поэтому серьёзные застройщики выбирают их ответственно. Лифты должны плавно трогаться, быстро набирать высоту и так же плавно останавливаться, без шума, скрипа и «лишних движений». Лифт должен быть оборудован кнопками для маломобильных групп и для слабовидящих. Там должны быть поручень, зеркало, износостойкое покрытие на полу. Для проектов более высокого класса может быть предусмотрен индивидуальный дизайн кабин, музыка, специальное освещение.

Количество лифтов строго регламентируется

Количество лифтов в многоквартирных домах обусловлено жесткими требованиям и рассчитывается еще на стадии проектирования. Чем больше в доме этажей и квартир на них, тем выше пассажиропоток и необходимо большее количество лифтов с большей скоростью.

«Для определения количества и типов нужных в доме лифтов, как правило, делают траффик-анализ — расчет пассажиропотока, — говорит Наталья Ершова, ведущий архитектор СК «Дальпитерстрой». — Также существуют СНиПы, регламентирующие количество и типы лифтов, которые должны применяться в зависимости от этажности дома и площади квартир на каждом этаже, исходя из норматива площади на одного жителя. В более высотных домах применяют более скоростные лифты и в большем количестве. Для одного подъезда 25-этажки и в более высотных домах, как правило, применяют три и более лифтов; в 10–16-этажном доме — два лифта в подъезде, в доме до 9 этажей в основном устанавливают по одному лифту в подъезд.

Также в домах до 9 этажей скорость должна составлять 1 м/с. В зданиях, где 20–25 этажей, лифт обязан разгоняться минимум до 1,6 м/с. Время ожидания — 60–80 секунд, уточнил Дмитрий Калинин, директор проекта «Северная долина» компании «Главстрой Санкт-Петербург».

«Количество лифтов в жилых домах регламентируется строительными нормами и зависит от высоты здания и количества квартир на этаже, — говорит Анжелика Альшаева, генеральный директор Агентства недвижимости «КВС». —При этом в домах до пяти этажей включительно лифты необязательны. Однако ведущие застройщики устанавливают их даже в малоэтажных домах, чтобы обеспечить дополнительный комфорт жителям. Еще одна необязательная опция, которая есть в лифтах в наших домах, — камеры видеонаблюдения. Данные транслируются в единый ситуационный центр «КВС»: там информацию обрабатывает искусственный интеллект, который в случае ЧП привлекает внимание диспетчера».

«К сожалению, сейчас у некоторых застройщиков сложилась практика устанавливать всего один лифт на парадную, — говорит Николай Гражданкин, начальник отдела продаж «Отделстрой». — И речь идет даже не о 5–6 этажах, а о 9, 11, 12. Даже в бизнес-классе. При этом количество квартир на этаже может быть вплоть до восьми штук. В нашем понимании, такая ситуация автоматически снижает класс дома. Потому что этот один-единственный лифт может сломаться, может быть занят разгрузкой/погрузкой вещей или стройматериалов. Что при этом остается жильцам? Идти пешком на свой 11-й этаж. Эти ситуации будут возникать постоянно, особенно в первый год заселения.

Цена и качество

Во многом стоимость лифта зависит от страны-производителя.

В частности, лифты российского производства будут на 15–20% дешевле иностранных моделей, отметил Дмитрий Калинин. Средняя стоимость лифтового оборудования в сегменте масс-маркет в Санкт-Петербурге составляет около 1,8 млн руб. Обычно это лифты OTIS, Щербинского лифтостроительного завода, реже — Карачаровского механического завода. В более высоких классах недвижимости представлены лифты зарубежных производителей — KONE, Schindler и ряда других — со стоимостью в среднем от 2,2 млн руб. «По нашей оценке, стоимость лифтового оборудования с учетом монтажа составляет около 3–4% в общем объеме затрат на строительство объекта, — добавил он.

Основной объем зарубежных лифтов поставляется из Китая, также из Кореи, Турции, Греции и уже значительно меньшие поставки из других европейских стран. Как правило, зарубежные лифты отличаются от отечественных более современным оснащением. Кроме того, для лифтов от европейских производителей требуются шахты с меньшими габаритами (более узкие, с меньшими последними этажами и приямками). Такие лифты, как KONE и Schindler, являются признанными лидерами по качеству и технологичности продукции, за ними идут Otis и другие. Среди отечественных лифтов эксперты выделяют лифты под маркой VEK. Среди отечественных лифтов наиболее распространены лифты Щербинского и Могилевского заводов.

«Компания «КВС» уже много лет сотрудничает с немецким брендом лифтов Steimberg, — рассказала Анжелика Альшаева. —За годы работы ни у нас, ни у жителей наших домов не было никаких замечаний к качеству. Еще одна причина, по которой мы работаем с брендом, — возможность реализовать интересные дизайнерские решения. Во всех жилых комплексах «КВС» кабины отличаются оформлением — они украшены изображениями в тематике проекта. Например, в ЖК «Любоград» в лифтах можно будет увидеть фотографии березовой рощи или хвойного леса.

Игорь Белов отметил основными отличиями иностранных и отечественных лифтов материалы и конструкции, их надежность и вариативность отделки кабин.

«Есть местные производства, отечественные марки на импортных комплектующих, полностью иностранные производства или иностранные производства с заводами для сборки в России, — уточнил он. — Последние, как правило, предпочтительней, потому как являются компромиссным решением, предлагая финансово более выгодный продукт и сервис.

Эталоном лифтов считается Otis. Это самая старинная фирма-производитель лифтов, под их кабины спроектировано большинство лифтовых шахт в современных домах. В последние пару лет стали развиваться и наши производители. В частности, Щербинский лифтостроительный завод сменил всю модельную линейку, закупил новые комплектующие и готов составить Otis достойную конкуренцию.

РАЗ

Поделиться с друзьями