Как строить для государства с выгодой

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

Как строить для государства с выгодой

Время чтения: 6 мин.

Госзаказ в строительстве — это конкурентные и неконкурентные процедуры определения подрядчика на выполнение ремонтных, реконструкторских, восстановительных и иных работ с целью удовлетворения потребностей заказчика. Заключая контракты с госструктурами, строители рассчитывают обрести уверенность в завтрашнем дне, найти пространство для развития бизнеса и выйти на новые для себя рынки. С другой стороны, госзаказ – это необходимость готовить тома документации для участия в конкурсе, получать банковские гарантии, проходить все звенья бюрократической цепи.

Бизнесу выгодно работать с государством. Прежде всего, это гарантия получения дохода, защита от рисков на законодательном уровне и стабильность  при выполнении всех условий и требований. Известны примеры, когда коммерческие компании, находившиеся фактически на грани исчезновения, благодаря вовремя полученному госконтракту не только вставали на ноги, но и начинали активно развиваться. Даже многие крупные игроки рынка готовы заниматься строительством общественных и социальных объектов по заказу государства, хотя на выходе это может принести и меньшую выгоду, чем при возведении жилых домов или коммерческих объектов. Зато нет необходимости параллельно со строитель­ством прорабатывать вопросы получения прибыли от строящихся зданий. То же самое во многом касается и компаний, которые выполняют отдельные работы — например, проектирование объектов, прокладку инженерных сетей или строительство дорог.

Какими способами определяются исполнители строительных работ

Порядок работы с госзаказом описан в федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.05.2013 (более известный как 44-ФЗ) Он.предполагает не так много способов определения исполнителя госконтракта – это электронный аукцион, открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос предложений или котировок. Практически все из них могут в том или ином случае проводиться для закупки услуг по строительству. Чтобы получить право на участие в закупке, нужно соответствовать требованиям. Помимо общих требований к исполнителям, которые регламентированы законом 44-ФЗ, существуют особые требования к строительным организациям. Так, на определенные виды работ потребуется допуск СРО.
Кроме того, некоторые дополнительные условия устанавливаются в конкурсе с ограниченным участием. Например: Наличие оборудования, которое необходимо для исполнения контракта, наличие достаточного количества квалифицированных сотрудников, опыт выполнения подобных контрактов за последние 3 года. Отслеживать подходящие закупки можно в системе ЕИС (Единая информационная система в сфере закупок).

Сложности работы с госзаказом происходят из-за  некоторых аспектов, заложенных в  44-ФЗ. Стоит отметить, что этот закон является достаточно сложным не только для исполнителей, но и для заказчиков — многие органы власти вынуждены регулярно проводить для своих сотрудников обучение, чтобы они могли ориентироваться в этом законе. Самая серьёзная сложность —  низкое качество проектно-сметной документации, на основании которой реализуется контракт. Эксперты, регулярно работающие с госзаказом в сфере строительства и рекон­струкции инженерных коммуникаций, говорят о том, что  с момента окончания проектно-изыскательских работ до заключения договора на строительно-монтажные работы проходит не менее 2–3 лет. По­этому к моменту размещения конкурсной процедуры проектная документация становится неактуальной как с точки зрения проектных решений, так и с точки зрения ценообразования, так как коэффициенты-дефляторы, с помощью которых сметная стоимость пересчитывается в текущие цены, не компенсируют разницу в росте стоимости материалов и работ. Например: стоимость шпунта, переведённая в текущие цены из цен 2016 года с помощью коэффициентов-дефляторов, отличается от рыночной более чем на 20%.

Кроме того, на данный момент есть только четыре основания для продления сроков контракта на строительно-монтажные работы. Например, возможность изменения сроков может быть предусмотрена контрактом, но в контрактах на строительно-монтажные работы почти всегда данный пункт отсутствует. Ещё вариант — если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий, то эти условия могут быть изменены на основании решения субъекта РФ. Кроме того, при уменьшении ранее доведённых до государственного или муниципального заказчика — как получателя бюджетных средств — лимитов бюджетных обязательств. В этом случае в ходе исполнения контракта обеспечивается согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения.

Последняя ситуация, в которой возможно продление сроков, — если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства или проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения (в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию), либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок. В этом случае допускается однократное изменение срока исполнения контракта на период, не превышающий срока исполнения контракта, преду­смотренного при его заключении.

Но фактически заказчик с большим трудом продлевает сроки по контрактам, вне зависимости от того, есть вина подрядчика или нет.

Еще одна сложность работы с госзаказом состоит в том, что в ходе выполнения контракта, с учётом низкого качества проектно-сметной документации, почти всегда появляются дополнительные работы, которые подрядчик не мог предвидеть. Государственный заказчик, как правило, не желает принимать технические решения и брать на себя ответственность, хотя таким правом он наделён. Он отправляет подрядчика согласовывать данные решения в Государственную экспертизу, что приводит к дополнительным затратам, как временным, так и финансовым. В результате этого подхода очень часто подрядчик вынужден на свой страх и риск выполнять дополнительные работы до момента их утверждения в экспертизе, так как без них невозможно реализовать основной контракт.

Подрядчик должен помнить о том, что работая с госзаказом, он не имеет права увеличить стоимость контракта более чем на 10%. И если в результате по­вторного прохождения экспертизы стоимость увеличивается более чем на эту сумму, то контракт необходимо расторгнуть, а конкурсную процедуру проводить заново. Дополнительные затраты, которые несёт подрядчик при реализации контрактов по 44-ФЗ, но не учтённые сметой, такие как банковская гарантия, в результате ложатся на плечи подрядчика.

Из-за несовершенства законодательства теряют как подрядчики, так и заказчик. Для одних это приводит к финансовым и репутационным рискам, а для другого это означает либо срыв исполнения контракта, либо исполнение его недостаточно качественно. Необходимость усовершенствования  44-ФЗ назрела давно, и подвижки в этом направлении уже сделаны . Федеральным законом №360-ФЗ от 02.07.2021  внесён пакет поправок в 44-ФЗ, который снимет ряд вышеуказанных трудностей и сократит расстояние между тем, кто хочет и готов строить, и тем, кто готов за это платить.

Поделиться с друзьями