Суперасфальт появится на дорогах Санкт-Петербурга - StroykaIPromka

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

Суперасфальт появится на дорогах Санкт-Петербурга

Время чтения: 6 мин.

С начала сезона 2023 года на дорогах общего пользования в России нельзя будет укладывать асфальтобетонные смеси, произведённые по старым ГОСТам. Вместо них должен быть новый асфальт, так называемый суперпейв (superpave, объёмно–функциональное проектирование) и Евроасфальт.

Новые ГОСТы по ним уже вступили в силу, но пока носят рекомендательный характер. Однако основные заказчики Петербурга и Ленобласти не только опробовали новые технологии, но и планируют чаще с ними работать. Производители готовы, хоть спрос на старый асфальт пока всё же больше.

Система суперпейв, разработанная в США, даёт возможность проектировать составы асфальтобетонных смесей с учётом конкретных климатических условий и транспортной нагрузки дорог. Евроасфальт отличается от суперпейва лишь способом подбора смеси, хотя исходные материалы те же самые. Эти методы разработки асфальтобетонной смеси считаются одними из самых инновационных в мире. При нынешних же ГОСТах для асфальта учитывается просто категория дороги в целом.

В Петербурге суперпейв впервые был применён в 2019 году в ходе ремонта Выборгского шоссе. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры опыт применения суперасфальта был оценен положительно. В ходе мониторинга технического состояния шоссе не было обнаружено выбоин, просадок, сдвигов покрытия и гребёнки. Техническое состояние покрытия практически соответствовало нормативным требованиям.

Дальше — больше

В 2020 году по заказу Смольного суперасфальт применялся уже на трех участках – на Северном, Малоохтинском проспекте и Октябрьской набережной.

В 2021 и 2022 годах таких адресов будет уже шесть: это участок дороги Петергоф-Кейкино (Ломоносовский район), участок дороги Санкт-Петербург — Ручьи (Ломоносовский район), проспект Обуховской Обороны, проспект Маршала Жукова от проспекта Стачек до Кронштадтской площади с боковыми проездами,

Пискаревский проспект от Свердловской набережной до Муринской дороги, Рябовское шоссе от Сосновского проспекта до КАД, Полюстровский проспект от Пискаревского до 1-го Муринского проспекта, Арсенальная улица, проспект Энгельса от Парнасского путепровода до КАД. В общей сложности асфальт по новым технологиям уложат на 32,6 км дорог общей площадью 630,83 тыс. м2.

Чем лучше, тем дороже

Итоговая стоимость смеси выступает одним из определяющих факторов её масштабного применения.

По данным комитета по развитию транспортной инфраструктуры, ремонтные работы по технологии суперпейв ориентировочно на 15% дороже, чем стандартный дорожный ремонт. При использовании суперпейва и евроасфальта повышаются и требования, как к материалам, так и к технологиям производства и укладки асфальта.

«Из–за жёстких требований к подбору материала при суперпейве будут повышенные требования и к складированию материала. Поскольку от старых ГОСТов ещё не отказались, нужно будет работать на два фронта и иметь площади под разные фракции. Плюс может потребоваться модернизация асфальтобетонных установок из–за перехода на узкие фракции. Новое оборудование нужно и для лабораторий, на весь комплекс испытаний. Всё это тянет за собой итоговое удорожание материала», — говорят специалисты асфальтно-битумного завода ООО «СК «Орион плюс»», одного из главных подрядчиков Смольного на дорожных ремонтно-строительных работах в Петербурге. Поэтому сейчас всё зависит от заказчика: готов он заложить в проект более дорогой асфальт или нет.

«До 2023 года можно закладывать в техзадание асфальт по старым ГОСТам. Во многих проектах заложены старые смеси, поэтому новый асфальт там появиться не может. В новое строительство чаще уже закладывают асфальт по новым ГОСТам. Больше склоняются к евроасфальту, потому что с технической точки зрения он проще в производстве», — говорят в ООО «СК «Орион плюс»».

Ленинградская область не отстает.

В Ленобласти в 2021 году планируется отремонтировать 30 дорожных объектов общей протяжённостью порядка 240 км.

80% применяемой смеси придётся на евроасфальт, ещё по 10% — на суперпейв и старый асфальт. «Область перешла на суперпейв и евроасфальт ещё год назад. Мы выбрали и сделали ряд объектов, где подобный асфальт был необходим из–за постоянного роста транспортной нагрузки. Например, Дорогу жизни, где интенсивность движения превышает 40 тыс. машин в сутки. Другая же сторона медали состоит в том, что смесь сама по себе дороже в пересчёте на тонну, что по определению делает выше цену контракта», — отметил глава дорожного комитета Ленобласти Денис Седов.

К новым технологиям готовы еще не все

Крупные организации, занимающиеся обслуживанием дорожного хозяйства, а также их основные поставщики сырья, в принципе готовы к использованию суперасфальта.

Но, как известно, при ремонте и строительстве дорог важна вся технологическая цепочка. Карьеры должны обеспечить асфальтно-битумные заводы щебенкой нужных фракций, нефтеперерабатывающие заводы — битумом. В свою очередь асфальтно-битумные заводы должны иметь для работы с суперпейвом и евроасфальтом современное оборудование.

«Для нового асфальта нужен и новый щебень, соответствующий евротребованиям. Это вопрос к карьерам. Им надо перестраиваться, потому что заводы будут просить у них новые фракции щебня. А им в то же время нужно выпускать щебень старых фракций, поскольку старые ГОСТы пока все еще работают. Если все разом перейдут на евроасфальт и суперпейв, не факт, что щебёночные карьеры смогут это выдержать. Поэтому заказчики будут переходить на новый асфальт постепенно, в зависимости от важности дорог», — считают специалисты подрядной организации.

В «Группе ЛСР», занимающейся производством каменных материалов, отмечают, что уже освоили выпуск еврофракций гранитного щебня. «Компания готова к выпуску необходимого объёма продукции, при этом наших мощностей и объёмов запасов достаточно, чтобы продолжить выпускать щебень привычных фракций», — сказали в пресс–службе «Группы ЛСР».В компании ожидают постепенный рост заказов на новые материалы, поэтому планируется регулярно увеличивать производство и поставки щебня евроформата. Объём потребления пока оценить сложно.

Гарантий больше, ремонтов меньше.

Преимуществ у новых методов много. Об этом говорит трехлетний опыт использования суперасфальта на дорогах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

С использованием суперасфальта у дорожного покрытия будут повышенные эксплуатационные характеристики: меньший износ, большая устойчивость к пластическим деформациям и температурным перепадам. А это значит, что дороги должны будут прослужить дольше. Вместе с тем асфальтобетонные смеси станут дороже на 15-20%. Впрочем, это должно окупиться за счет увеличения межремонтного срока.

По расчётам чиновников, срок службы нового дорожного покрытия должен продлиться с нынешних 4–5 до 12 лет, а капитальный ремонт и вовсе будет проводиться раз в 24 года вместо сегодняшних 12 лет.

Учитывая это, производители вынуждены «перевооружаться» уже сейчас. Но изготавливают смеси одновременно по старым ГОСТам и зарубежным технологиям далеко не все. У асфальтобетонного завода ООО «СК «Орион плюс» такая возможность есть. Это один из самых современных заводов в регионе. У него есть не только необходимые производственные мощности, но и современная лаборатория. А это очень важно при весьма высоких требованиях к материалам и производству смесей суперпейв. Сегодня таких заводов нужно намного больше. Это понимают и в Смольном, и в правительстве Ленинградской области. И над этим работают. Ведь 2023 год, когда будет необходимо работать по новым стандартам, уже не за горами.

РАЗ

Поделиться с друзьями