Судостроители Петербурга - Строительство и промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

Судостроители Петербурга

Время чтения: 7 мин.

Локомотивом судостроительной отросли Санкт-Петербурга является Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) — российский государственный судостроительный холдинг. ОСК создана в соответствии с указом президента РФ № 394 от 21 марта 2007 года «Об открытом акционерном обществе «Объединённая судостроительная корпорация». Штаб-квартира компании расположена в Санкт-Петербурге.

Под управлением холдинга на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области находится 14 предприятий: 8 судостроительных и судоремонтных предприятий и 6 проектно-конструкторских бюро.

В 2020 году чистые активы ОСК составляли более 301 млрд. руб., совокупная выручка организаций за 2020 год  – 85,7 млрд. руб.

Помимо ОСК в Санкт-Петербурге насчитывается более 40 предприятий судостроительной отрасли, на которых трудятся около 50 тысяч человек. По данным администрации Санкт-Петербурга, продукция судостроения составляет около 20% от всего промышленного производства города.

На верфи Петербурга приходится 30% всей судостроительной продукции в стране. В 2020 году на воду было спущено 11 кораблей и судов. Заложено так же было 11 единиц.

Согласно данным Петростата, отрасль судостроения стала одной из немногих в городе, которым в сложный коронавирусный год удалось продемонстрировать рост. Индекс промышленного производства в этой сфере составил 111,7 % в сравнении с 2019 годом. Оборот предприятий отрасли за десять месяцев стал рекордным за несколько лет и достиг 136,3 млрд. руб.

На сегодняшний день на стапелях города строится 56 единиц флота. Это суда не только для военно-морского флота, но и гражданские. По поручению президента РФ, Петербург принимает на свои верфи самые крупные заказы, — приводит слова Александра Беглова информационный ресурс www.korabel.ru.

Помимо предприятий города вовлеченных в судостроение с местными корабелами сотрудничают и регионы: Красноярский край, Камчатка. Средний и малый бизнес так же зависит от судостроительной отросли: крупные судостроительные компании заключают всё больше соглашений о сотрудничестве. На Петербург приходится 70% всего экспорта. За последние несколько лет налоговые поступления от корабелов достигли 9 млрд. руб.

Несмотря на развитие отросли в целом, в финансовом аспекте не все так гладко у игроков кораблестроительного рынка Санкт-Петербурга.

Финансы.

По итогам 2020 года предприятия входящие в ОСК увеличили убыток.

Без убытка год закончили только Адмиралтейские верфи и Северная верфь. Оба завода специализируются на гособоронзаказе.

Выручка Адмиралтейских верфей, у которых в строительстве находятся две серии подводных лодок для ВМФ, патрульные корабли, а также серия из рыболовных траулеров и ледостойкая платформа «Северный полюс», превысила 39 млрд. рублей против 35 млрд. Чистая прибыль за отчетный период выросла почти в два раза, составив 3,5 млрд. руб.

Северная верфь, одна из основных верфей оборонного заказа, в последние годы значительно расширившая гражданский портфель, получила чистую прибыль в размере 173,3 млн. руб. против убытка годом ранее. Выручка завода за прошлый год сократилась на 28%, до 14,9 млрд. руб.Главными событиями для «Северной верфи» стали завершение 4 проектов:двух кораблей (фрегат «Адмирал Головко» и корвет «Ретивый») и двух рыболовецких судов (траулер–процессор «Капитан Соколов» и ярусолов–процессор «Марлин»).

Ситуацию в отрасли иллюстрирует на своем сайте Credinform, на основании анализа проведенного информационно-аналитической системой Глобас:

Балтийский завод по итогам года продемонстрировал убыток 7,9 млрд. руб, что на 22% выше 2019 года. Выручка предприятия сократилась на 8% и составила 18,9 млрд. руб. Долгосрочные обязательства завода составили 31,6 млрд. рублей рост составил 50%. Краткосрочные сократились на 26%, до 90,9 млрд. Чистые активы Балтийского завода на протяжении двух последних лет имеют отрицательную величину и по состоянию на конец прошлого года составляли 9,7 млрд. руб.

Наряду с другими факторами, это вызывает сомнения специалистов в способности предприятия продолжать деятельность непрерывно.

В 2020 году Балтийский завод запустил программу финансового оздоровления рассчитанную до 2027 года. Согласно документу, чистая прибыль в финансовой модели завода прогнозируется с 2023 года. Перспективный продуктовый портфель общества до 2027 года составляет 257,5 млрд. руб., в том числе объем выручки по уже полученным заказам — 173,6 млрд., а по перспективным — 83,9 млрд. Завод строит пять атомных ледоколов проекта 22220. Окончаниеработ ожидается в 2026 году.

В 2020 году завод сдал заказчику главный долгострой отрасли – дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин», который был заложен в 2012 году.

Выборгский судостроительный завод эксперты и аудиторы так же относят к числу проблемных. Завод собрал один из самых крупных портфелей заказов по строительству рыболовных судов, а в 2020 году начал работать по военному заказу. За 2020 год верфь увеличила убыток на 15%, до 2 млрд. руб., выручка предприятия сократилась на 10%, до 4,6 млрд. рублей.

В 2020 году ОСК начал выкуп акций ПАО «Выборгский судостроительный завод», который разместил по закрытой подписке 785 932 обыкновенные акции номиналом 50 копеек. Цена размещения — 4016 рублей за акцию. Таким образом, сумма привлечённых ресурсов со стороны ОСК — 3,16 млрд.

Петербургские корабелы в 2020 году передали заказчикам 108 крупных и средних судов и кораблей. Сократилась доля в гражданском судостроении, в то время как в военном наблюдался рост.В сегменте гражданского судостроения было сдано 73 судна, что на 4 меньше чем годом. В сегменте военного кораблестроения наоборот наблюдается рост — 35 кораблей против 25 в 2019 году, говорится в исследовании Infoline «Судостроительная промышленность России».

Рост военного кораблестроения обусловлен переносом сдачи нескольких кораблей с 2019 года на 2020. По итогам 2020 года совокупная стоимость сданных гражданских судов и военных кораблей выросла на 56,4% и составила около 214 млрд. рублей, при этом положительную динамику продемонстрировали как гражданские суда (совокупная стоимость возросла на 41%), так и военные заказы (рост на 77%).

Начальник аналитического отдела ЛМС Дмитрий Кумановский отмечает, что на результаты верфей повлияет скачок цен на сталь (рост составляет около 60%), одного из ключевых компонентов судостроительной отрасли. Верфи не могут компенсировать такое колебание. «Без правительственной поддержки и продвижения механизма прямых закупок у производителей стали со скидкой, как это было сделано для строительной отрасли, законтрактованные проекты судостроителей, находящиеся в стадии реализации, могут оказаться убыточными»,— считает эксперт.

Улучшить положение в отрасли могли бы анонсированные государством инфраструктурные бюджетные кредиты, а также докапитализация верфей со стороны ОСК.

Ожидания в будущем.

В 2021 году есть предпосылки для улучшения ситуации в отрасли, полагает генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Ожидается рекордный ввод гражданских судов на российских верфях – 125 судов. В частности этому способствует наращение сдаточной программы рыболовных и краболовных судов, строящихся в рамках программы инвестиционных квот. Однако, подчеркивает эксперт, за последний год наряду с закупками стали обострилась проблема с финансированием верфей из-за повышения ключевой ставки.

Стоит отметить, что разгар эпидемии короновирусасудостроительные предприятия города закрывались только на одну неделю в конце марта.Все остальное время отрасль работала без остановок.Единственное на что повлияла пандемия это перенос переезда штаб–квартиры ОСК в Петербург. Юридически  ОСК находится в Питере с 2007 года с момента создания, фактический переезд должен произойти в 2021 году.Несомненно, переезд реального механизма управления холдингом в самый центр судостроения должен положительным образом сказаться на отрасли. В Петербурге будут работать 330 человек, порядка 120 останутся в московском офисе — это специалисты в области выставочной деятельности. Общую стоимость переезда ОСК оценивает в 1,4 млрд рублей.

На «Адмиралтейских верфях» 2021 год должен пройти плодотворно. Главное внимание планируется сосредоточитьв надводной программе. Три проекта находятся на этапе строительства: серия больших морозильных рыболовных траулеров, патрульные корабли ледового класса для Министерства обороны России и ледостойкая самодвижущаяся платформа для Росгидромета. Продолжиться на верфях работа и над подводными объектами. В работе — две серии подлодок проектов 636.3 и 677.

Средне-Невский судостроительный завод в2021 году долженсдать военно-морскому флотудва корабля:тральщики «Петр Ильичев» и «Георгий Курбатов». В 2020 году на предприятии заложили головное судно проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский». Это судно пассажировместимостью 245 человек.Для Средне-Невского завода теплоход стал самым большим гражданским заказом в их истории. Планируется построить два таких судна. Строительство обоих судов завод ведет по заказу Красноярского края. Передача их заказчику намечена на 2023 и 2024 гг.

На «Балтийском заводе» в конце 2020 года заложили серийный атомный ледокол «Чукотка». Ледоколы этого класса должны стать основой современного ледокольного флота России. Контракт на их строительство был заключен с госкорпорацией «Росатом». Так же в 2021 году планируется провести ходовые испытания атомного ледокола «Сибирь», после чего передать его заказчику.

Северные верфи планируют в 2021 году спустить на воду шесть рыболовецких судов, один военный корабль и судно тылового обеспечения.

Благодаря поддержке правительства Санкт-Петербурга (22 января Петербург и ОСК подписали очередное соглашение) на «Северной верфи» завершится строительство современного эллинга — сооружения для постройки или ремонта судов. Обещают, что «это будет самое большое производственное помещение в Петербурге: высота 75 метров позволит строить практически все виды военных кораблей и гражданских судов». Также в планах у петербургских судостроителей закупить продукцию у малого и среднего бизнеса и нарастить объемы экспорта.

МС

Поделиться с друзьями