Новый порт на Сахалине как драйвер развития региона

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

Новый порт на Сахалине как драйвер развития региона

Время чтения: 4 мин.

В начале июня 2021 года в Петербурге прошел Международный экономический форум. Одним из значимых результатов прошедшего форума стало подписание соглашения губернатора Сахалина Валерия Лимаренко с генеральным директором ООО «Многофункциональный грузовой район» (МГР) Алексеем Фертомо строительстве на восточном побережье региона многофункционального глубоководного порта.

«Для нашего региона это очень позитивное событие. Новый порт — это масштабная стройка, крупный транспортный узел. В результате будут созданы сотни высококвалифицированных рабочих мест, появятся дополнительные источники бюджетных поступлений», — написал в своем телеграм-канале губернатор Сахалина.

Тут же на форуме состоялось подписание концессионного соглашения о создании и эксплуатации объектов инфраструктуры многофункционального грузового района морского порта Поронайск (Сахалин) между Федеральным агентством морского и речного транспорта и ООО «МГР». Свои подписи под документом поставили руководитель Росморречфлота Андрей Лаврищев и генеральный директор  ООО «МГР» Алексей Ферт.Соглашение заключено в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 № 740.

Инвестор ООО «МГР»зарегистрирован в декабре 2017 года в Сахалинской области. Основной владелец компании (45%) – кипрская TPD Holding Limited, принадлежащих в равных долях Михаилу и Евгению Скигиным. 35% принадлежит бизнесмену Роману Белоусову. 20% МГР держит ООО «Русдор-Финанс», которое принадлежит Алексею Строганову и Ольге Хромченко.

Концессионное соглашение предусматривает использование объекта инвестором 49 лет. В эксплуатацию новый порт должен быть введен через 6лет и 6 месяцев. Со слов представителей компании инвестора строительные работы запланированы на 2023 -2026 годы. Постепенный ввод в эксплуатацию запланирован с 2025 по 2027 годы. Строительство нового порта предполагается на границе Макаровского и Поронайского районов Сахалинадля обслуживания судов, перевалки угля, нефтепродуктов и газового конденсата.По мнению инвесторов новый порт станет логистической площадкой для расположенных у восточного побережья Сахалина нефтегазовых платформ. Это позволит сократить с 3 дней до половины дня время доставки грузов на платформы.

В соответствии с подписанным соглашением предусмотрено создание новой современной инфраструктуры порта Порнайск, в том числе объектов федеральной собственности, искусственных земельных участков, а также базы портофлота:

  • необходимые в районе портарадиолокационные системы управления движением судов;
  • объекты для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
  • средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей;
  • объекты и средства автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством;
  • берегозащитные сооружения.

Предусмотрено создание портовой базы снабжения (мощность 0,5 млн. тонн), угольного терминала (5 млн. тонн), бункеровочнго терминала (0,2млн. тонн), нефтяного терминала (5,5 млн. тонн) и терминала газового конденсата (2,8 млн. тонн). Совокупная мощность перечисленных терминалов составит 14 млн. тонн.Многофункциональный грузовой комплекс в порту Поронайск сможет обслуживать суда грузоподъёмностью до 80 тыс. тонн. Для этого в акватории предстоит провести большой объём работ по дноуглублению.

Будущий объект уже включен в федеральный проект «Развитие морских портов» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.

На сегодняшний день общий объем инвестиций составляет 36 млрд. руб. Концессионным соглашением предусмотрено выделение из бюджета около 4 млрд. руб. на обустройство инфраструктуры. Планируется что из 32 млрд. руб., которые вложит инвестор 20% — это собственные средства, 80% — кредитные.

Новые терминалы будут построены за пределами города Поронайск, где расположен существующий порт, в заливе Терпения Охотского моря вблизи села Новое.Поселок представляет собой небольшую ж/д станцию. Ближайшие города – Макаров (6500 жителей) и Поронайск (15 000). Изначально планировалось развивать именно Поронайский порт, но затем было принято решение строить терминалы с нуля.

у места размещения порта есть один минус – зимой Охотское море замерзает. Т.е. эксплуатироваться порт будет только в период летней навигации. Однако, даже с учетом этой особенности, мощность порта планируется в районе 14 млн. тонн грузов в год.

Для сравнения, что бы оценить объем порта можносравнить грузооборот известных портов России:

  • Новороссийск – 208 млн. тонн;
  • Санкт-Петербург – 110 млн. тонн;
  • Калининград – 44 млн. тонн;
  • Владивосток – 22 млн. тонн;
  • Архангельск – 11 млн. тонн
  • Сочи – 5 млн. тонн;
  • Магадан – 3 млн. тонн;

Исходя из представленного, сравнения можно сделать вывод, что строящийся порт будет не самым большим, но и далеко не самым маленьким на территории нашей страны.

Предполагается, что основными грузоотправителями станут операторы и собственники действующих проектов по добыче полезных ископаемых на Сахалине и прилегающем шельфе Охотского моря.

Одно можно сказать точно, что новый порт в состоянии стать драйвером развития Дальневосточного региона. Он поможет диверсифицировать экономику Сахалина, создать сотни новых рабочих мест и раскрыть логистический потенциал области.

МС

Поделиться с друзьями