Рынок Петербурга готовится покинуть один из крупнейших его игроков — компания «Луя Бетомикс». Долгие годы она входила в пятерку лидеров по производству бетона и задавала планку качества, на которое делали ставку финские собственники компании. Покупателем последнего актива «Луя Бетомикс» называют ГК «Монолит», которая благодаря агрессивной политике расширения бизнеса остаётся лидером рынка последние 5 лет.
Информацию о готовящейся сделке по продаже двух бетонных узлов и производства «ЛуяБетомикс» на участке площадью около 1,8 га на Лапинском пр. в Петербурге подтвердили два не связанных друг с другом эксперта.
Финский бетонщик расстается с активами
ООО «ЛуяБетомикс» появилось на рынке в марте 2014 года в результате союза двух финских производителей бетона — Rudus и Lujabetoni. Компания «ЛуяБетомикс» работала со всеми типами бетона: товарным, гидротехническим и фибробетоном. По данным СПАРК, последние 4 года для компании были убыточными. Чистую прибыль в «ЛуяБетомикс» последний раз получали в 2016 году: тогда при выручке в 1,077 млрд рублей компания заработала 4,9 млн рублей. В 2020 году оборот компании составил 997 млн рублей, но был зафиксирован убыток размером 42 млн рублей.
Справка.Lujabetoni Oy создана в 1953 году. На данный момент ей принадлежат 30 заводов в Финляндии, Швеции и России. В Петербурге компания работает под брендом «Луя Бетомикс», объединяющим двух крупнейших финских производителей бетона — Rudus и Lujabetoni. Еще 2 года назад у компании в Петербурге было пять предприятий с общим объемом мощностей более 500 м³ бетона в час (в промзоне Парнас, в Горелово, в Коломягах, в Янино, на Софийской ул. и на Лапинском пр.).
«Финны уже не первый год в минусе. Представительство в России едва ли как-то помогает им увеличивать капитализацию компании на мировом рынке, скорее наоборот. А держать нерентабельную кампанию на токсичном рынке себе дороже. Они планомерно закрывали свои узлы, продавали, сдавали в аренду. А последняя площадка на Лапинском у них в собственности», — сообщил один из экспертов.
По его словам, привыкшие к «белой» работе финны могли просто проиграть конкуренцию на низкомаржинальном рынке из-за того, что российские компании более гибкие в вопросах соблюдения законодательства и стандартов качества. «Другие крупные производители бетона зачастую везут цемент вагонами, а «Луя Бетомикс» использует для этого автотранспорт. Могла сыграть свою роль и система выбора менеджмента, которая в первую очередь ориентирована на презентабельного кандидата с образованием MBA, умеющего делать красивые отчеты, а не на человека, понимающего, как работать в России», — говорит другой участник рынка.
Гендиректор Агентства исследования рынков Александр Дубодел рассказал, что ещё несколько лет назад «ЛуяБетомикс» входила в топ-5 крупнейших производителей бетона, но за последние годы несколько уступила свои позиции, при этом оставаясь в топ-10. По его словам, компания делала действительно качественный бетон. Но производство все равно оказалось убыточным.
«Монолит» прирастает мощностями
Возможным покупателем бетонного производства «ЛуяБетомикс» участники рынка единогласно называют ГК «Монолит», одного из лидеров рынка в последние годы. «Для этой компании покупка узла на Лапинском стратегически является удачным решением. Сейчас производство у ГК «Монолит» есть на севере и на юге города. Площадка на востоке позволит покрыть потребности нового района», — говорит один из экспертов.
В состав ГК «Монолит» входят два производственных комплекса: первый представляет собой три бетонных завода на площади 2,5 га, второй объединяет два завода на площади 3,5 га. Компания является лидером рынка по объёму произведённой продукции. В 2019 году, по признанию самой компании, выручка составила 4 млрд рублей. Юридические лица «Монолита», по данным СПАРК, за 2021 год суммарно показали 2,7 млрд рублей выручки и чуть больше 100 млн рублей чистой прибыли. Как отмечает Александр Дубодел, сейчас ГК «Монолит» возглавляет топ-3 производителей бетона. На втором месте «ЛСР.Бетон», на третьем — компания «Беатон».
Как рассказала Яна Никульшина, заместитель генерального директора АО «ГК “Монолит”», переговоры о продаже бетонного производства «Луя Бетомикс» длились несколько месяцев. «Итогом стало официальное соглашение сторон, подписанное в середине ноября. Деньги на эскроу–счёт перечислены», — сообщила она. Активы ГК «Монолит» пополнились земельным участком площадью 1,8 га на Лапинском проспекте в Петербурге, где размещены два бетонных завода суммарной производительностью 190 м3 /ч. По оценкам экспертов, сумма сделки может составлять около 200 млн рублей.
Группа «Монолит» стала известна после того, как в 2016 году купила заводы компании «Ленстройдеталь», сразу выбившись в лидеры по производству и продаже товарного бетона в Санкт-Петербурге и обогнав многолетнего лидера «ЛСР.Бетон». По данным бухгалтерской отчётности за 2020 год, выручка компании составила 949 млн рублей. Сейчас парк бетонных мощностей ГК «Монолит» насчитывает 10 заводов. А объём производства после этой сделки вырастет на 20% и составит 1,7 млн м3 в год.
По данным ООО «Агентство исследования рынков», при существующих темпах всех видов строительства в Петербурге и Ленинградской области ежегодная потребность в бетоне составляет 5,5–6,5 млн м3. В результате сделки доля ГК «Монолит» на рынке бетона Петербурга увеличится с 25 до 30%.
Нехороший сигнал
«На этом рынке нет монополистов, и не думаю, что будут. Я наблюдаю за поставщиками бетона довольно долгое время. Ротация компаний, которые приходили, уходили, разорялись, перепродавались, довольно высокая. Бетонное производство не является каким-то уникальным. Это не производство цемента, которое требует технологии обжига, подгонки, настройки. На рынке полно мелких компаний, которые демпингуют, продают товар дешевле. Их ареал обитания — периферия Петербурга, Ленобласть. Там это очень распространено», — говорит директор ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» Алексей Белоусов.
Но, по его словам, уход с рынка любой компании, тем более иностранной, — это плохо. «Это нехороший сигнал. Иностранцы приносят на наш рынок свои технологии, особый порядок, культуру бизнеса. У них всё налажено более европейски, более жёстко, более контролируемо. И это, без сомнения, позитивно влияло на качество», — добавил Алексей Белоусов.
Потребление товарного бетона для нужд жилищного строительства в Петербурге в этом году выросло на 10% на фоне активного строительства и льготных ипотечных программ. В городе на сегодняшний день насчитывается около 50 производств товарного бетона, но еще 5 лет назад их было почти в 3 раза больше. Ёмкость рынка его участники оценивают в 15-20 млрд рублей в год.
Компаний стало меньше, бетона – больше
Один из главных факторов риска на рынке — снижение рентабельности. Основная причина — рост стоимости цемента. Последние три-четыре года он постоянно дорожает, хотя два других основных компонента бетона — песок и щебень относительно стабильны. При этом поднимать отпускную цену на бетон никто из участников рынка не берется — слишком велика конкуренция.
Ситуация с бетоном не так плоха, как может показаться тем, кто следит за новостями на строительном рынке. Если раньше продажи неуклонно падали, то теперь положение дел выправляется. Отрасль пережила кризис благодаря испытаниям, выпавшие на долю строителей жилья.Застройщики в 2020 году значительно увеличили ввод своих проектов, поэтому поставщики товарного бетона оказались на коне.В Петербурге и в этом году уже сдано почти3 млн м2. Неудивительно, что на 10% выросло и производство товарного бетона.
Сергей Кутуничев, коммерческий директор группы «Беатон», одного из крупнейших игроков рынка (по пять бетонных узлов и асфальтобетонных производств), также отмечает, что рынок растет. В тоже время, по его словам, мощностей на рынке гораздо больше, чем существующих потребностей, большинство бетонных узлов сильно недозагружены.
Правда, если еще три года назад, по экспертным оценкам, средняя загрузка небольших производств составляла около 15%, а крупных — 30%, сейчас ситуация получше. В «Беатоне», к примеру, это в среднем 50 – 60%.
«За минувшие годы число компаний-поставщиков товарного бетона и самих бетонных узлов в городе неуклонно сокращалось, рынок консолидировался. И в то же время видим рост продаж товарного бетона, а главный локомотив роста — это жилищное строительство», – говорит Александр Дубодел.
РАЗ