Китайцы хотят поучаствовать в строительстве метро в Петербурге - Строительство и промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

Китайцы хотят поучаствовать в строительстве метро в Петербурге

Время чтения: 6 мин.

Российское представительство китайской корпорации China Railway Construction Corporation (CRCC) обратилось в АО «Метрострой Северной столицы» (МСС) с предложением своих услуг в деле строительства петербургской подземки. Однако питерские метростроители пока не торопятся с ответом – пока еще сами практически не у дел.

«Наша компания заинтересована в сотрудничестве с АО “Метрострой Северной столицы”, имеет богатый опыт в строительстве метро, в том числе в России, также у нас есть необходимое оборудование и высококвалифицированные специалисты», — говорится в письме, подписанном директором по развитию ООО «СиАрСиСи Рус» Мэн Ядуном.

Вице–губернатор Максим Соколов, курирующий метростроение, отметил, что никаких официальных обращений от CRCC не получал, но общаться власти готовы со всеми заинтересованными. «Это всё может обсуждаться, я давно знаю эту компанию, она одна из крупнейших в мире. Но пока каких–то официальных обращений к нам не приходило, по крайней мере, каких–то сконцентрированных. Как будут обращения, мы открыты, имея в виду компанию “Метрострой Северной столицы”. Будем общаться со всеми, кто готов вложить свои ресурсы, компетенции, финансы в развитие петербургского метростроения», — прокомментировал чиновник.

Российское подразделение китайской корпорации CRCC было создано в 2016 году в Москве. С 2017–го оно начало активно работать на строительстве столичного метро. Например, на Юго–Западном участке Третьего пересадочного контура станции «Проспект Вернадского» — «Кунцевская», линии вдоль Калужского шоссе, на станции «Нагатинский Затон». В портфеле корпорации есть и несколько региональных проектов. Сильная сторона компании — наличие собственных перегонных щитов и соблюдение сроков строительства, говорят участники рынка.

Субподряд свободен больше чем на половину

Как известно, в октябре 2021 года распоряжением правительства страны «Метрострой Северной столицы» был наделён статусом единственного исполнителя работ, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией объектов метрополитена в Петербурге. Решение было принято по поручению президента Владимира Путина. Именно это позволило заключить госконтракт с компанией без объявления конкурса. По его условиям МСС может привлекать субподряд — до 60%, остальные 40% выполнять собственными силами. Председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрей Левакин ранее отмечал, что «это значительное подспорье в освоении средств». «Метростроители есть и в Москве, и в других регионах страны, но у Петербурга на сегодняшний день самая амбициозная программа. Возможности и желание у нас есть и, что немаловажно, есть деньги», — говорил Левакин.

«Газпром» нам сильно поможет

Деньги на строительство петербургского метрополитена в течение 10 лет планируется освоить немалые — почти 603 млрд рублей. Из них только в ближайшие 3 года — порядка 150 млрд. Как заявляли в Смольном, средства на строительство метро власти возьмут из налогов ПАО «Газпром». Как известно, газовый гигант сменил московскую прописку на питерскую и теперь будет пополнять городской бюджет. При этом эксперты считают, что даже 30 млрд рублей, которые запланированы в бюджете на 2022 год, нынешними производственными мощностями никак не освоить. Видимо, зная такую ситуацию в Санкт-Петербурге, китайская корпорация и направила письмо в «Метрострой Северной столицы».

«Когда у “Метростроя” было всё хорошо, он осваивал по 18 млрд рублей в год. Согласно программе развития метрополитена до 2045 года, на строительство подземки с учётом работ по проектированию закладывается по 60 млрд рублей в год, но только с 2024–го. Но для этого необходимо года два интенсивной подготовки, как по мощностям, так и по проектам, чтобы выйти на такие объёмы», — говорили ранее в транспортном блоке Смольного.

Второе китайское пришествие

На фоне нынешней ситуации со строительством метро в Петербурге приход сторонних организаций сюда выглядит вполне логичным. Однако в МСС заверяют, что «весь основной объём работ по метростроению планируется выполнять собственными силами».

Китайская компания ранее участвовала в прокладке подземки в Москве, предложила свои услуги «Метрострою Северной столицы». Однако до основных работ специалистов из Поднебесной не допустят.

«Согласно распоряжению правительства № 2763–р от 1 октября 2021 года об определении АО “МСС” единственным исполнителем, привлечение подрядчиков возможно, но мы предполагаем, что в основном услуги сторонних организаций будут использоваться для узкопрофильных или специализированных видов работ. При этом МСС является государственной компанией, и, соответственно, выбор подрядчиков проходит в рамках открытого конкурса. Всем потенциальным партнёрам мы предлагаем принять участие в соответствующих тендерах на общих основаниях», — прокомментировали в «МСС».

По словам экспертов, китайские строители сейчас сталкиваются со снижением числа подрядов в Москве, поэтому рассчитывают выйти на петербургский рынок. Кстати, известно, что в 2019 году CRCC уже заходила в Смольный с предложением строить метро в Северной столице. Тогда они хотели делать это самостоятельно, предлагая начать работы с будущей ветки от станции метро «Проспект Ветеранов» до Пулково с продолжением к территории кампусов ИТМО и СПбГУ в Пушкинском районе и отрезка линии от станции «Улица Дыбенко» до Кудрово. Размер инвестиций в первый проект оценивался тогда в 130 млрд рублей, а партнёром выступала небезызвестная на инфраструктурном рынке группа «ВИС».

Китайцы хотели привлечь питерские власти своими расценками. Они у компании из Поднебесной существенно ниже тех, по которым сегодня строится метро в Петербурге. Согласно текущим городским контрактам, каждый километр подземки обходится городской казне около 8 млрд рублей, в то время как проект CRCC предполагает стоимость в 5,2 млрд рублей за километр. Несмотря на все плюсы,  инициатива компании была встречена в инвестиционном блоке администрации Смольного без особого энтузиазма.

Квартиры без метро

Застройщики, а также покупатели квартир в новостройках Санкт-Петербурга вообще никак не реагируют уже на новости про метро. Не хочется в очередной раз попадать впросак. Планы Смольного в последние годы уже не раз ставили строителей в неловкую ситуацию, когда они обещали метро в пешей доступности от нового проекта, а на деле новоселы оставались в лучшем случае с наземным транспортом. Это коснулось и покупателей в «Балтийской жемчужине», в проектах, которые реализуются в Янино и Кудрово.

С Ленобластью вообще не очень понятно, как теперь будет развиваться ситуация, кто и когда будет исполнять обещания. Областные власти вроде бы хотят иметь метро и в Кудрово, а теперь еще и в Новосаратовке, и даже вроде деньги под это дело в состоянии выделить. В пресс-службе заместителя председателя правительства Ленобласти по транспорту и топливно-энергетическому комплексу напомнили, что стройка метрополитена – это прерогатива Петербурга и отказались от комментария. Последние новости от областных властей состоят в том, что есть уже конкретные планы по строительству метро в Кудрово. Там подсчитали, что строительство метро и станции депо обойдется налогоплательщикам в 56 млрд рублей. Но стоит напомнить, что в последние лет 15 попыток начать стройку в Кудрово было уже несколько. Будет последняя попытка настоящей, никто точно, наверное, сегодня не скажет.

Если рассуждать логично и без лишней гордости за собственных российских строителей – если есть средства на строительство метро, как в самом Питере, так и в Ленинградской области, то почему бы не привлечь к этому делу тех же китайцев. Тем более, что они сами просятся. Какая разница, кто построит новые станции – мы или китайцы? Ведь главное – результат.

РАЗ

Поделиться с друзьями